Купить авто в РФ: обзор рынка осени 2025 года

26.11.2025
Купить авто в России в 2025 году требует значительных финансовых вложений

Купить авто в России в 2025 году требует значительных финансовых вложений

Купить авто в России никогда не было столь затратным. Средняя цена нового легкового автомобиля достигла рекордных 3,43 млн рублей в октябре. Одновременно с ростом стоимости машин произошли кардинальные перемены на рынке. Китайские производители впервые за два года потеряли большинство. Локальное производство заняло 52% всех продаж. С 1 декабря вступают в силу новые правила утилизационного сбора, которые значительно повысят расходы на импортные модели. За десять месяцев 2025 года реализовано 1,06 млн новых автомобилей и более 5 млн подержанных машин. Статистика показывает, что до 70% покупок выполняются в кредит при средней ставке 25,1%.

Текущее состояние рынка новых автомобилей

Купить авто в России в 2025 году становится всё более затратным решением. Средняя цена нового легкового автомобиля в октябре достигла рекордных 3,43 млн рублей. Это на 3,5% выше показателей прошлого года. За десять месяцев 2025 года продано 1,06 млн новых машин. Показатель снизился на 19,9% относительно аналогичного периода 2024 года.​

Минпромторг РФ прогнозирует продажи по итогам 2025 года на уровне 1,5 млн единиц. Октябрь стал рекордным месяцем текущего года. За этот период реализовано 165 702 новых автомобиля. Рост к сентябрю составил 35%. Эксперты связывают ажиотаж с ожиданием повышения утилизационного сбора.

Лидеры продаж среди марок и моделей

LADA сохраняет первенство на рынке с долей около 20%. Haval активно наращивает присутствие и занимает 16% рынка. Geely замыкает тройку лидеров по продажам новых машин.

№ п/пМодельПродажи октябрь 2025
1Lada Granta15 200 шт.
2Haval Jolion9 229 шт.
3Lada Vesta

7 453 шт.

Belgee X50 демонстрирует рост на 72,4% в сентябре. Solaris укрепляет позиции с долей 3,5% рынка. Китайские бренды Changan и Chery показывают снижение продаж.

Динамика китайского сегмента

Доля китайских автопроизводителей в октябре опустилась ниже 50% впервые за два года. По итогам десяти месяцев этот показатель составил 54%. Годом ранее на бренды из КНР приходилось более 60% рынка. Снижение связано с ростом локального производства.

Haval остаётся единственным китайским брендом с положительной динамикой. Его доля выросла с 12% до 12,8%. Geely потеряла 2,5 процентных пункта за год. Changan сократил присутствие на 1,7 п.п… Часть китайских марок может покинуть российский рынок.​

Вторичный рынок автомобилей

Вторичный авторынок демонстрирует стабильность. За десять месяцев продано 5,32 млн автомобилей с пробегом. Рост составил 0,05% к прошлому году. Октябрь установил рекорд с 2007 года — 653 тысячи проданных машин.​

Средняя цена на подержанный автомобиль достигла 1,23 млн рублей. Показатель вырос на 3% относительно октября 2024 года. Четверть всех сделок приходится на автомобили Lada. Импорт подержанных машин увеличился на 15%.​

Покупатели активнее рассматривают вторичный рынок по нескольким причинам. Рост цен на новые автомобили подталкивает к альтернативным решениям. Повышение утилизационного сбора влияет на стоимость импортных машин. Дилеры наращивают предложение в этом сегменте.

Изменения утилизационного сбора с декабря 2025

С 1 декабря вступают в силу новые правила расчёта утилизационного сбора. Физические лица сохранят льготные ставки только для автомобилей с мощностью до 160 л.с… Владельцы более мощных моделей будут платить по коммерческим тарифам.

Объём двигателяСтарая ставкаНовая ставка (свыше 160 л.с.)
1-2 литра3 400 руб.667 400 руб.
2-3 литра5 200 руб.1 875 400 руб.

С 1 января 2026 года все ставки проиндексируют на 25%. Электромобили получат льготу только при мощности до 80 л.с… Повышение затронет популярные модели Geely Monjaro, Toyota RAV4 и Volkswagen Tiguan.

Автокредитование: текущая ситуация

До 70% продаж новых автомобилей проходит с привлечением кредитных средств. Средняя ставка по автокредиту с залогом в ноябре составляет 25,1%. Показатель снизился на 0,9 процентных пункта относительно сентября. Ставка по кредиту без залога достигает 35%.​

Средний размер выданного автокредита в октябре составил 1,51 млн рублей. Рост за год достиг 9,5%. Средний срок кредитования увеличился до 5,8 лет. Наибольший чек фиксируется в Москве — 2,1 млн рублей.​

Государственные программы поддержки продолжают работать. За десять месяцев по льготным программам продано более 163 тысяч автомобилей. Объём скидок составил около 52 млрд рублей. Из них свыше 113 тысяч проданных машин — автомобили Lada.

Локализация производства

Доля автомобилей местной сборки на рынке достигла 52,3%. Из 1,06 млн проданных новых машин 555 тысяч собраны внутри страны. Это первый существенный рост после трёх лет снижения. В 2024 году доля локализации составляла 41,5%.​

Завод Haval под Тулой обеспечивает бренду преимущество перед конкурентами. Geely выпускает модели под маркой Belgee на площадках в Белоруссии. АвтоВАЗ сохраняет лидерство с локализацией до 99% для моделей Lada. Реальный средневзвешенный уровень локализации составляет 32,8%.

Прогнозы на 2026 год

Аналитики «Автостат» рассматривают три сценария развития рынка. Базовый вариант предполагает рост на 5% до 1,37 млн машин. Оптимистичный сценарий допускает увеличение на 15% до 1,5 млн единиц. Пессимистичный прогноз показывает снижение на 5% до 1,23 млн автомобилей.​

Эксперты предупреждают о возможном падении продаж в январе 2026 года. Повышение утилизационного сбора и НДС окажут давление на рынок. Октябрьский ажиотаж перераспределит часть спроса с начала следующего года. Финансирование льготных программ на трёхлетку увеличат до 164 млрд рублей.​

Выводы по состоянию рынка

Купить авто в России в 2025 году требует значительных финансовых вложений. Рынок переживает структурную трансформацию с ростом доли локального производства. Китайские бренды впервые за годы теряют рыночную долю. Вторичный сегмент показывает устойчивый рост спроса.

Покупателям стоит учитывать грядущее повышение утилизационного сбора при планировании приобретения. Государственные программы льготного кредитования сохраняют доступность для определённых категорий граждан. Средняя стоимость автомобилей продолжит расти в 2026 году.

Наверх